+7 (911) 138-40-25
Перезвоните мне

Выбор бюджетной безинерционной катушки для спиннинга


Такая задача, как выбор недорогой катушки для спиннинговой рыбалки, является, пожалуй, одной из самых часто обсуждаемых на рыболовных форумах и в разговорах спиннингистов. В первую очередь, этим вопросом озадачиваются начинающие спиннингисты, во вторую те, кто ловит много и часто, с применением нескольких удилищ и приобретение под все свои палки нескольких дорогих катушек, им просто не потянуть финансово.

Рыболову, выбирающему недорогую катушку под свое спиннинговое удилище, следует уяснить для себя некоторые простые истины, дабы уберечься от ненужных заблуждений. Первое – чудес в материальной жизни не бывает, то есть, покупая определенную технику, мы платим за строго определенный ресурс, надежность и удобство эксплуатации. Второе – цена на технику складывается не только из задействованных в производстве технологий и материалов, следует учитывать общую раскрученность брэнда – чем она выше, тем дороже каждый девайс и каждая его деталь в отдельности. И третье – чем серьезнее (читай раскрученнее) производитель, тем лучше у него с технической поддержкой, иначе говоря, с запчастями для своих изделий. То есть с одной стороны, покупая катушку продвинутой марки, мы переплачиваем за вывеску, но при этом мы можем рассчитывать на быстрый поиск и замену в случае выхода из строя отдельных ее деталей. НО, следует признать, что все это есть хорошо в случае с дорогими девайсами, бюджетные же катушки, как правило, выходят из строя практически целиком и замена, например износившегося колеса главной передачи на новое, будет нецелесообразным, ибо весь остальной механизм к этому моменту будет уже на грани выхода из строя. Все что можно и нужно менять в случае износа в бюджетных катушках, это подшипники в ролике лесоукладывателя и иногда добавлять прокладочные шайбочки в узлы, где начал возникать люфт – это в купе с заменой смазки позволит продлить срок эксплуатации катушки еще на сезон-два.

Стоит упомянуть и о возможностях апгрейда бюджетных катушек. Модернизация любой дешевой техники, это одно из любимейших занятий наших соотечественников, которое уходит корнями глубоко в советское прошлое, когда «хирургическое» вмешательство требовалось буквально каждому агрегату с гордой надписью «сделано в СССР», особенно если на нем еще и знак качества стоял, иначе жизнь той техники была недолгой и мучительной. Поэтому, взять, да и воткнуть в новую недорогую катушку еще несколько подшипников, это для нас как «два пальца об асфальт», мы тут впереди планеты всей. А если сами не можем, вследствие рук растущих не по месту, то добрые дяди, занимающиеся техническим обслуживанием катушек, всегда рады помочь за денежку страждущим усилить свое новое приобретение и получить из «Эльфа» практически «Стеллу». Есть подозрение, что именно эти «добрые» дяди и раздувают подобные заблуждения, дабы не загнивал их нелегкий околокатушечный бизнес. Поэтому сразу же хочется предупредить, что тюнинг катушек вполне приемлем и иногда оправдан, но в среднем и дорогом сегменте, в катушках же бюджетного уровня, это лишь баловство для самоуспокоения и выбрасывание денег на ветер. Материалы, из которых изготовлены их детали, не обладают таким высоким рабочим ресурсом, за счет чего и выдержано оптимальное сочетание цены и качества, поэтому добавление подшипника взамен пластиковой или металлической втулки, не сможет увеличить общий ресурс работы катушки, разве что создаст иллюзию более плавной работы и то лишь на некоторое время.

Теперь, когда все точки над «i» расставлены и мифы развеяны, можно приступить к вполне осознанному и осмысленному выбору бюджетной безынерционной катушки для спиннинга. На вопросах размера катушки и типов шпуль мы не будем останавливаться, они во всех ценовых категориях присутствуют в ассортименте, и их выбор обусловлен классом спиннинга и типом ловли. Мы будем рассматривать лишь общие принципы выбора – на что обращать внимание, что следует предпочесть и от чего благоразумнее отказаться.

В спиннинговых «мясорубках», преобладают две основных кинематических схемы механизмов:

1) Червячная передача (WORM SHAFT) или «бесконечный винт», это наиболее простой способ добиться равномерной подачи шпули и соответственно необходимой укладки лески и плетенки. Но данная система, ввиду большей сложности в производстве, обычно повышает стоимость катушки, поэтому в бюджетных моделях встречается не часто.

1.JPG


2) Кривошипно-шатунная передача, обычно называемая кулисой, или попросту локомотивом, а то и паровозом. Некоторые ее особенности не везде позволяют добиться необходимой укладки лески и плетенки, особенно в самых дешевых моделях. По своей тяге, катушки с кулисой при прочих равных составляющих, обычно несколько мощнее катушек аналогичных размеров на червячной передаче.


2.JPG

При выборе недорогой катушки для работы с тонкими шнурами, или для ловли на воблеры рывковой проводкой, следует отдать предпочтение катушке с бесконечником. Но, чаще всего на рынке, бюджетные катушки с «червячком» представлены старыми моделями с весьма обременительной массой, вследствие чего не к каждому типу удилищ их можно подобрать, особенно к классу ультралайт и легким лайтовым «прутикам».

Обращать особое внимание на материал корпуса бюджетной катушки не стоит. Там применяются самые недорогие металлические сплавы, а чаще пластики. И те и другие обычно не самые легкие и прочные, поэтому масса бюджетных катушек редко бывает минимальной в своем размере.

То, что шпуля катушки должна быть металлической, в настоящее время уже видимо вопросов не вызывает и обсуждению не подлежит, хотя в качестве запасной иногда до сих пор встречаются и графитовые, их теоретически можно использовать с монолеской, но если катушка комплектуется запасной металлической шпулей. То это несомненный плюсик к карме производителя. Надписи на коробке о том, что шпуля имеет бортик с покрытием нитридом титана, в случае с недорогой катушкой, следует считать лишь доброй шуткой маркетологов. Впрочем, отсутствие этого самого нитрида на бортике не является чем-то критичным, это покрытие куда важнее на ролике лесоукладывателя, чем на шпуле, где оно имеет смысл лишь в топовых долговечных катушках. В бюджетной же катушке важнее проверить работу фрикционного тормоза, особенно если выбираем катушку для ловли с использованием тонких шнуров и лесок.

Рукоятка катушки. Здесь важно насколько крепко, плотно и надежно она крепится к главной передаче. Наиболее надежным вариантом крепления следует признать вкручивание ее на резьбовом соединении.


3.JPG

Но наиболее распространенным вариантом является шестигранник, который вставляется в той же формы отверстие в шестерне главной передачи и закрепляется винтом с обратной стороны. В этом крепеже важной составляющей является наличие фиксирующих зубьев на рукояти, входящих в соответствующие пазы на колесе главной передачи, что значительно снижает возможность появления люфтов рукоятки.


4.JPG

Наиболее прочной и долговечной следует признать точеную, нескладывающуюся рукоятку. Но каждый раз откручивать для складывания ее при упаковке после рыбалки не очень удобно. Поэтому очень часто, особенно на бюджетных катушках, можно встретить разного рода складные ручки. Некоторые из них разбалтываются быстрее, другие дольше, но рано или поздно это случается с ними, но в большинстве случаев их ресурс совпадает с общим ресурсом недорогой катушки, что и обусловливает применение рукояток такого типа в них. Что касается устройства кноба, то если он вращается на подшипнике, а в идеале на двух, то это несомненный плюс для любой катушки.

5.JPG


Еще из внешних деталей важен ролик лесоукладывателя. В идеале он должен вращаться на подшипнике, или даже на двух. Наличие же вместо него втулки в столь важном узле катушки, на который приходится огромная нагрузка при работе, не есть хорошо.

6.JPG


Далее стоит проверить, насколько четко функционируют механизмы катушки – сброс и фиксация дужки лесоукладывателя и переключатель стопора обратного хода. Проверяем легкость и плавность вращения ротора и рукоятки, общую балансировку катушки – вибрация недопустима во время вращения.

Остальные плюсы и минусы спрятаны внутри корпуса катушки. Судить о них мы можем лишь по взрыв-схеме, прилагаемой к катушке, если, конечно, на ней можно четко рассмотреть расположение всех деталей. В первую очередь важно, что бы колесо главной передачи опиралось на два подшипника с каждой из сторон.

7.JPG


8.JPG


Так же важно, что бы обгонная муфта закрывалась хотя бы с одной стороны подшипником, в идеале, разумеется, двумя с обеих сторон.

9.JPG

10.JPG


То есть минимальное количество подшипников в катушке должно быть 4+1, один в ролике лесоукладывателя, два опорных на главной передаче, один закрывающий обгонную муфту, а плюс один (+1), это роликовый подшипник – сама основа обгонной муфты. Наличие дополнительных подшипников в других узлах, разумеется, приветствуется, НО главное, что бы те «4+1» были обязательно и на своих правильных местах! То есть само по себе указание на коробке или в паспорте катушки о наличии в ней подшипников, еще не значит, что они расположены там, где это важно в первую очередь, поэтому прилагаемую схему желательно рассмотреть при покупке более тщательно, чем список полезных функций и наворотов на красивой глянцевой коробке. Например, надпись на коробке «7+1» может порадовать неискушенного рыболова, но на деле, может оказаться так, что подшипники в катушке хоть и реально присутствуют, но располагаются так – два в кнобе рукоятки, два в ролике лесоукладывателя, один в шпуле, один опорный на колесе главной передачи и один перед обгонной муфтой. То есть количество «шариков» приличное, но их расположение оставляет желать большей продуманности, и за исключением ролика и кноба, остальные детали катушки начнут довольно скоро под нагрузкой люфтить и разваливать столь непродуманную «мясорубку».

Назад к списку